Хорошая весть — как бальзам на душу. Или на сердце: что у кого болит. Но то, что подобное изречение в той или иной интерпретации давным-давно употребляется во многих языках и странах, — факт. Как, собственно, и то, что лучшей «примочкой» от сердечных недугов служит именно бальзам.

Что же он собой представляет? Вот что сказано о нем в старом добром Словаре русского языка С.Ожегова и Н.Шведовой: » Содержащееся в коре некоторых деревьев, листьях и древесине густое ароматическое вещество, содержащее эфирные масла и растворенные в них смолы». А, говоря проще, языком народа, бальзам — это кровь растений, то есть, самое ценное, что есть в них.

Но человек не был бы человеком, если бы не попытался отобрать у матушки-Природы это самое ценное и употребить его себе во благо. Укупорить, сохранить, законсервировать. Следует сказать, что на протяжении многих веков он научился делать это отменно, собственно как и приготовлять бальзамы.

Есть все основания полагать, что прародительницей древних бальзамов была сурия — напиток наших предков, настоянный на многих травах. Упоминания о нём донесли до нас страницы «Велесовой книги» — Книги Бытия украинского народа I тысячелетия до нашей эры и позже. «Пиймо сурицю на знак благості і спільності з богами, які є в небі, так бо п`ють за щастя наше» — читаем в ней.

Сурия (сурица) считалась напитком богов, и наши предки — внуки Даждьбога — употребляя ее, объединялись со своими всевышними прародителями. Вот какая почётная роль отводилась этому напитку. Сурия была и жертвенным напитком, и лечебным: «…додамо до нього шавлю й інших трав, як говорили прастаротці і даймо се суритися» (то есть греться на солнце). Предки не могли не ощущать чудодейственной силы трав.

В начале новой эры хранительницами древних рецептов были ведуньи (от слова «ведать», т.е. знать), которые знали самые сокровенные секреты природы. Однако с насаждением на Руси христианства этих носительниц древних знаний ожидала печальная участь — сожженные на кострах или утопленные в омутах служителями «новой веры», они унесли с собой буквально бесценные знания. А слово «ведунья» приобрело исключительно бранный оттенок — «ведьма».

К сожалению, рецепт древнего бальзама сурии, прошедший сквозь века, по злой иронии судьбы был утерян буквально в начале ХХ столетия. Утерян вместе с деревянными дощечками «Велесовой книги», которые полковник русской армии Изенбек нашел в смутное время гражданской войны в разгромленном красноармейцами поместье Большой Бурлык известного рода Донцов-Захаржевских на Харьковщине. Понимая ценность находки, Изенбек вывез дощечки за границу, где на протяжении 15 лет их переводил на современный язык украинский эмигрант Юрий Миролюбов. Однако полного рецепта древнего целебного напитка в переводе нет, а сами дощечки безвозвратно исчезли во время оккупации фашистами Европы. Смерть «виновника» находки Изенбека и вовсе перечеркнула все надежды на восстановление рецепта.

Но щедрая на сюрпризы история приберегла-таки для нас занимательный факт: старая барыня упомянутого выше поместья, женщина высокообразованная, готовила некий особый напиток, рецепт которого берегла, как зеницу ока. Совпадение это или нет, но отличалась барыня, по свидетельствам слуг, завидным для своих почти сотни лет здоровьем и прытью. Убегая от конного красноармейца, она забежала в церквушку, наивно веря в ее заступническую силу. Но краснозвездному, очевидно, были чужды каноны христианской морали — он просто изрубил шашкой прямо в храме, возможно, последнюю из настоящих ведуний. Если бы не то жестокое время, как знать, — быть может, и дошел бы до наших дней рецепт чудо-бальзама, помогавшего нашим предкам не только излечивать недуги, продлевать жизнь, но и быть поистине эликсиром для души, соединявшим смертных с Высшим миром.

Но, опять-таки, не был бы народ народом, если бы не сохранял хотя бы некоторые старинные рецепты целительных снадобий. Среди простого люда многие из них бережно собирались и записывались. Различные «Травники», «Лечебники», «Прохладные вертограды» (особые рецептурные сборники) имели достаточно широкое распространение. Еще в 1580 году с польского языка была переведена книга о травах, тинктурах, водках и дистилляции.
Вероятно, одно из первых дошедших до нас письменных свидетельств о бытовавших в старину на Руси рецептах производства травяных настоев содержит в себе «Домострой» — знаменитый литературный памятник XVI века. Он сообщает: «Водка земляничных же ягод различным обычаем составляется. Некоторые ю без огня делают, и емлют ягоды и полагают в сосуде скляничном и, гораздо закутав, в навозе глубоко закапывают, и стоит она в гною осм дней… Пити поутру и вечере, с питием обычным смешав, и тем самым всякую мокрость вредительную потом из тела истребит, и немощь печальную из печени, и желтость из тела выгонит…»

Весьма странным для нас сегодня выглядит то, что в «Домострое» водкой именуется напиток, который по логике должен называться бальзамом! Но, углубляясь в историю, понимаем, что здесь все правильно: дело в том, что русским словом «водка» уже в XVI веке стали называть спиртовые вытяжки целительных травяных сборов. Довольно быстро даже простой народ на Руси признал водку универсальным медицинским средством, чудодейственным бальзамом. Она продавалась в аптеках и отличалась от других медицинских средств непомерно высокой стоимостью, так как еще в первой половине XVII века на Руси — в Москве — была всего одна аптека, отпускавшая водку исключительно по челобитным. «Вели, государь, — пишет один из просителей, — дать мне для моей головной болезни из своей государственной аптеки водок — свобориновой да финиколевой…».

О том, что бальзамы относятся скорее к лечебным, а не алкогольным напиткам, говорит то, что их изготовлением занимались исключительно аптекари, осведомленные о целительных свойствах трав.

В середине XVIII века рижский аптекарь Абрахам Кунце на основании старинного рецепта водочного настоя целебных трав, относящегося к XVII веку, изготовил напиток, который под названием «Бальзам Кунце» был предложен в 1789 году в качестве лекарственного средства русской императрице Екатерине II.
Оценивпо достоинству целебные свойства бальзама, Екатерина II даровала Кунце привилегию на его изготовление. И, начиная с 1789 года, в Россию ежегодно отправлялось 300 тысяч керамических бутылочек этого напитка. Так появился знаменитый рижский бальзам. В составего входили: ароматическая вода, спиртовая настойка и настойка шафрана.
Для получения ароматической воды композицию из цветов лаванды, листьев мяты перечной, розмарина и шалфея, плодов укропа, коры корицы заливали смесью 87%-ного спирта и воды и настаивали 24 ч, а затем дистиллировали и отбирали 200 мл ароматической воды.
Рижский бальзам Гёте назвал «эликсиром молодости» и воспел его в поэме «Фауст». Подобных восторженных оценок напитка очень много.
С 1860 по 1935 гг. бальзам «Рижский» получил 33 золотые и серебряные медали на международных выставках. В годы Великой Отечественной войны рецепт был утерян и только в 1954 г. восстановлен.

Этот факт вселяет надежду, что и к нам из глубины веков каким-то чудом возвратится рецепт наших предков — сурии (суржицы от «Сураж», как величали бога Солнца наши предки ). Нам же привычнее бальзам как крепкий алкогольный напиток, щедро вобравший в себя множество ароматных настоев целебных трав, кореньев, плодов, различных эфирных масел. Именно эти дары природы — натуральные добавки — придают продукту только ему присущий коричневый цвет, невероятно широкую гамму вкусовых оттенков и богатейший аромат. Насыщенные множеством ценнейших натуральных ингредиентов, бальзамы оказывают стимулирующее и тонизирующее воздействие при физическом и умственном переутомлении, недомогании и слабости.

Дожив до эры «новых рыночных отношений», бальзам все же умудрился оставить за собой право на традицию: его рецептурой, к счастью, и сегодня занимаются люди, знающие толк в лечебных свойствах трав. Они именуются травниками. Кстати заметим: травником является не просто человек, знающий лечебные свойства растений, но умеющий соединять их в нужных пропорциях.

Прекрасным тому примером может послужить история с рождением в городке Золотоноша (Черкасская область) чудесных бальзамов «Цілющий», «Кобзар» и «Богдан». Осознавая всю ответственность за изготовление деликатного продукта, производственники обратились к сотрудникам Ботанического сада столицы, резонно считая их достойными специалистами, с предложением разработать соответствующие рецепты. Этот симбиоз дал отличный результат.

Представлены в розничной торговле и бальзамы Харьковского ЛВЗ «Скарби скіфів», «Дамські секрети», «Чаклун».

Богатый букет вобрал в себя бальзам «Триумф», за который его производитель — ДП ЛВЗ «Злагода» уже получил золотую медаль международной выставки » Food & Drinks» в Киеве. «Триумф» обладает общеукрепляющим и тонизирующим действием на организм человека. Для его приготовления используются, естественно, только лекарственные травы, коренья, цветы и плоды. Мята, липа, зверобой, ромашка, тысячелистник, зубровка, корень солодки, шиповник, мускатный орех и другие бесценные дары природы действительно помогают человеку почувствовать себя если не триумфатором, то бодрячком уж точно.

Вообще, для бальзамов очень важно, чтобы, соединяясь, их составляющие усиливали, а не угнетали действие друг друга. Это, кстати, необходимо и при изготовлении любого другого целебного напитка. Ведь, кроме того, что бальзам имеет универсальную способность положительно влиять на общий тонус организма, каждый из них имеет и свое особое предназначение. Так, к примеру, употребляя бальзам «Вігор» (Ладыжинское ОАО «Біолік»), обнаруживаем в его составе и аир, и тысячелистник, и дуб с укропом, и левзею, липу, мяту, полынь… Даже начальные знания по медицине подсказывают, что этот бальзам, «просто» повышая физическую форму, еще и действует как успокоительное. А дальше читаем: «положительно влияет на работу печени и селезенки, оказывает определенный иммуностимулирующий эффект и имеет антиаллергические свойства».

Бальзам «Бероз» того же производства настоян на цветах ромашки, травах бессмертника, зверобоя. Ими издавна лечат хронические холециститы, болезни желчевыводящих путей, хронические гастриты.

Сходные с вышеупомянутым «Берозом» лечебные свойства имеет и бальзам под названием «Настойка сложная Панкова» (производитель — черкасская фирма «Панков и К»). Доктор народной медицины С.Панков рекомендует свой бальзам для восстановления иммунитета, а также больным с вегето-сосудистыми, нейро-циркуляторными дистониями, гипотонией и другими заболеваниями. Выход в свет этой сложной настойки «благословила» Академия медицинских наук Украины в лице КНИИ фармакологии и токсикологии.

Сегодня потребитель действительно может убедиться в том, что отечественные бальзамы создают высококлассные специалисты. И все же, наряду с этим отрадным фактом, он всегда должен помнить, что широким спектром лечебных свойств, способных эффективно побороть болезнь, обладают не бальзамы — горячительные напитки «под икорку», а исключительно лекарственные бальзамы, продающиеся только в аптеках. И, как любой другой эликсир, бальзамы следует потреблять дозировано. Как правило, не более чем по 20-30 мл на стакан. Лучше всего — чая.

Такой порции вполне достаточно, чтобы усладить и тело, и душу.

Похожие рецепты